Быть во Флоренции и не посетить галерею Уффици? Нет, такой вариант путешествия представить себе решительно невозможно. Мы же не хотим показаться менее культурными людьми, чем неисчислимые миллионы путешественников, которых влекла Флоренция именно наличием здесь картинной галереи. Главное при посещении галереи – настрой. Он должен быть по ряду нескольких причин, которые необходимо знать.
Первая причина – практическая. Если вы думаете, что вы единственный и уникальный и только вы в этот день и этот час хотите насладиться шедеврами мирового искусства, то вас поджидает разочарование. Оно приобретает вполне материальные формы, когда изумлены турист видит «хвост» очереди в билетные кассы. Вам нужно выстоять в очереди, как при сдаче отчёта в налоговую инспекцию, и это ещё не всё. Вас попросят сдать в камеру хранения сумки, а потом пройти через рамку металлодетектора. Прошли, сдали металлические предметы? Отдайте и воду. Да-да, бутылочки с водой надо тоже оставить охране. Скажите, вам ещё хочется искать приключений в очередях? Намного проще заказать билет в галерею заранее, поэтому в туре принимайте решения наперед.
Вторая причина – эстетическая. Флоренция – город относительно небольшой. Местные жители старались использовать место под строительство рационально. Поэтому, проходя узкими улочками, на которых кроме камня нет ничего, не ждите от дворца, в котором разместилась знаменитая галерея, особых эстетических изысков. Серый камень и белая штукатурка – вот и всё украшение. Если смотреть на галерею с противоположного берега реки Арно, то она примечательна лишь своим арочным переходом, ну и толпами народа, конечно. Хотя особым шармом можно считать возможность перейти реку, чтобы посетить галерею, по мосту Веккьо, который сам по себе является интереснейшим объектом. Медичи, кстати, так и делали, для чего в верхней части крытого моста архитектором Вазари был построен «воздушный коридор». Дворец состоит из двух частей соединённых аркой, и в двух крыльях дворца, представлены россыпи алмазов искусства.
Третья причина – ошеломляющая. Вы должны быть готовы воспринимать всё увиденное, а на это тяжело настроиться, ведь прекрасного иногда бывает слишком много. Вы можете пропустить много интереснейших нюансов в картинах, которые вам может подсказать лишь квалифицированный гид. Можно обзавестись на входе аудиопомощником, но, извините за тавтологию, для того чтобы полностью насладиться живописью, он вам не помощник. Намного интереснее слушать живой голос, чем бормотание в наушниках. Не забудьте захватить в жаркое время года веер - в галерее довольно душно. И никаких фотоаппаратов. Знаем, что на наших людей запреты могут не подействовать (сами такие), но всё же не стоит лишний раз испытывать терпение хранителей музея и охраны.
И вот вы в галерее. Даже если вы абсолютно не понимали, чем Рембрандт отличается от Рафаэля Санти, то Уффици восполнит этот пробел. Это шок, это культурное потрясение. Вы впитываете в себя мудрость и гармонию, к вам приходит понимание величественности человеческого духа и гения, вы потрясены чистыми образами и великолепными загадками. Естественный свет мягко струится из окон восточного хрусталя на картины, развешанные по стенам, обшитым красным бархатом, на скульптуры и другие ценные предметы. Галерея Уффици обладает богатейшим в мире собранием итальянской живописи XIII — XVIII веков, где особенно хороши произведения венецианской и флорентинской школ. Прекрасными образцами представлено античное, французское, немецкое, испанское, голландское и фламандское искусство.
Ценнейшие произведения искусств, расположенные в хронологическом порядке, систематизированные по художественным направлениям, школам и мастерам, размещены в 45 залах. Залы расположены вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров, а также античными скульптурами и древнеримскими статуями. Выставочная площадь галереи Уффици составляет 8 000 квадратных метров, на которой размещено 2000 художественных произведений (еще 1800 находятся в запасниках), и посещают ее более 1,5 миллиона человек в год. Посетителей не угнетает величие и монументальность здания. Наоборот, люди испытывают только светлые чувства, и каждый из них на вопрос «С чем у вас в первую очередь ассоциируется Флоренция?» не задумываясь, ответит: «Галерея Уффици».
В Галерее Уффици вместе с «ТАТУР» восторгался Константин Климчук