Если бы вы были средневековым купцом и приплыли на корабле с грузом перца, шёлка или, на худой конец, зерна в Венецию, то вам пришлось бы отдать швартовы (а если бы заартачились или показали неуважение к венецианцам то концы) на пристани, возле которой островитяне возвели Дворец дожа (правителя республики). Хитрые торгаши, а именно таковыми было большинство венецианцев, выстроили одно из наиболее нетривиальных зданий республики таким образом, что дож, выходя из дворца на балкон, видел причаливший корабль у своих ног. Соответственно гостям приходилось задирать голову, но не нос. Кстати, бывая в Венеции, не повторите ошибки Кисы Воробьянинова: «Же не манж па сис Жур…». Не вздумайте говорить венецианцам: «Dove trovare il Palazzo Doga?», поскольку «дож» у них носил гордый титул «дукале».
В солнечную погоду кажется, что Дворец дожей как бы вырастает из морских глубин. На первый взгляд, здание кажется несколько несерьезным и игривым, но присмотревшись к нему проникаешься мыслью о мудрости древних зодчих. Ведь несмотря на то, что венецианцы были отважными мореплавателями, умелыми купцами и хитрыми дипломатами, они всё равно оставались южанами с их склонностью к праздничному настроению и игривостью. Так и Дворец дожей: строгий, но изящный, ажурный, но внушительный. Невозможно отвести от него взгляд, который цепляется за детали экстерьера, а ноги не несут дальше. Самая старая часть дворца Доджей – фасад с видом на лагуну, углы которого украшены скульптурами 14-ого столетия Филиппо Календарио и различными художниками Ломбардии, такими как Раверти и Антонио Брегно. Галерея первого этажа и лоджия выше украшены в 14-м и 15-м столетиях. Некоторые из скульптур были заменены копиями в течение 19-ого столетия.
Внутренний дворик описать тяжело, так как он является квинтэссенцией всех прекрасных «итальянских двориков», которые пришлось увидеть. Особенно заинтересовала парадная мраморная лестница Гигантов. Она построена по проекту Антонио Рицис и ведет на арочную галерею второго этажа. Эта широкая лестница получила свое название из-за двух огромных статуй Марса и Нептуна работы Якопо Сансовино и его учеников. Статуи символизировали успехи Венеции в военных и торговых операциях.
На верхней площадке совершалась парадная церемония вступления дожей в должность. Рядом с лестницей расположен дворик Сенаторов, где они собирались по случаю различных торжеств. Вспоминается обычай дожей бросать в воду драгоценное кольцо, что символизировало обручение республики (в лице очередного выборного дожа, которых за всю историю Венеции насчитывается ровно 120 человек) с морем. За выборностью следили очень строго и если бы дожи вздумали, подобно флорентийским Медичи, узурпировать власть, то кольцо могли бросить в море, не снимая его с пальца дожа. Дожи выбирались среди богатых и влиятельных людей города, и именно дожи тратили свои собственные деньги на строительство и реставрацию Дворца и прочих венецианских зданий. Должность эта была почётной, как правило, дожами становились пожилые люди, которые успели накопить уже солидное состояние. За своё положение и титул дожи получали очень скромное жалование, зато большое уважение граждан.
В парадные залы дворца можно подняться по Золотой лестнице, спроектированной Сансовино в 1538 г. Лестница, покрытая позолоченной лепниной и украшенная фресками, предназначалась для важных гостей. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» («бокка ди леоне») – скульптурные головы львов со щелью в горле, куда опускались послания и тайные доносы. Парадных залов всего девять: зал Большого совета, зал Скарлатти, зал Сената, зал Карт, зал Четырех зерей, зал Коллегии, зал Совета десяти, зал Законов и зал Управления уговными делами.
В зале Совета десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входили десять членов Большого совета и шесть советников. В центре потолка помещалась картина Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезенная в 1797 г. Наполеоном в Париж и до сих пор хранящаяся в Лувре. В настоящее время на ее месте висит копия. Над этим залом находились камеры одной из так называемых Старых тюрем – Пьомби. Кроме того, во Дворце дожей имеется и вторая часть Старых тюрем – Поцци, находящаяся на уровне воды Дворцового канала. Обычно в Старых тюрьмах сидели самые опасные государственные преступники. Там содержались Джакомо Казанова (единственный узник, сумевший бежать из Старой тюрьмы) и Джордано Бруно. Тюремные камеры Поцци из-за их деревянной облицовки и убогого пространства навевают на посетителя мрачное ощущение, и легко можно представить настроение тех, кто был здесь заключен. Многие пытаются отыскать на стенах надписи, сделанные рукой политического шпиона и большого ловеласа, но их попытки обречены на неудачу. Так что «секреты мастерства» Казановы утеряны для потомков.
Посетить Дворец дожей решительно рекомендуется. Пускай коллекция оружия намного богаче в музеях Лондона, пускай коллекция картин уступает Уффици, но нигде не найти такого романтического настроения, как в главном административном здании Венецианской республики.
В Дворце Дожей вместе с «ТАТУР» побывал Константин Климчук